Кулибинские Чтения Открытый городской конкурс научно-технического творчества школьников и студентов Город Дзержинск Нижегородской области |
|||
* * * Положение о Кулибинских Чтениях
* * *
* * * |
Кулибин Иван Петрович
Кулибин
Иван Петрович родился 10 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде.
Русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. С ранних лет
обнаружил исключительные способности к изготовлению различных
механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял изучению
часовых механизмов. В 1764≈67 создал часы в форме яйца, представлявшие
собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы К.
преподнёс в 1769 Екатерине II, которая назначила его заведующим
механической мастерской Петербургской АН. Здесь К. сконструировал
«планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство
новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни
недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов,
миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал также новые способы
шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др.
оптических приборов. ═ В 70-х гг. 18
в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной
пролёта 298 м (вместо применявшихся ранее
50≈60-м пролётов), предложив использовать оригинальные фермы с
перекрёстной решёткой. В 1776 построенная К. модель этого моста в
1/10 натуральной
величины была испытана специальной академической комиссией. Проект К.
получил высокую оценку Л.
Эйлера, Д.
Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 К. работал
над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты,
несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены
правительством. Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта
металлических мостов. ═ В 1779
сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом
источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных
целях ≈ для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. К. была
изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое
колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка
приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году
разработал конструкцию «механических ног» ≈ протезов (этот проект после
войны 1812 был использован одним из французских предпринимателей). В
1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку.
Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние
(1794). ═ В 1801
К. был уволен из академии и вернулся в Нижний
Новгород. Здесь
он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804
построил «водоход», работу над которым он начал ещё в 1782. Испытания
показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это
изобретение К. не было использовано, а само судно через некоторое время
было продано на слом. К этому же периоду относятся работы К. по
применению паровой машины для движения грузовых судов.
Автор многих др.
проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности
цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины,
водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.). В последние
годы жизни К. находился в крайне тяжёлых материальных условиях. ═ Лит.: Свиньин П., Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения, СПБ, 1819; Пипуныров В. Н., Иван Петрович Кулибин. Жизнь и творчество, М., 1955; Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей, М.≈ Л., 1953 (АН СССР. Труды архива, в. 11). |
Web - мастер сайта : Пигалицын Лев Васильевич.
levp@rambler.ru